12 июня, 2020 - 13:11

Мир выходит из локдауна: худшее уже позади?

Вероятность того, что мир накроет вторая волна пандемии коронавируса, велика, считают эксперты. Они прогнозируют новый рост заболеваемости COVID-19 в ближайшие месяцы или даже недели. Бытуют разные мнения, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация. Заведующая кафедрой глобального общественного здравоохранения Эдинбургского университета профессор Деви Шридхар рассказала о наиболее значимых, с ее точки зрения, прогнозах в статье для The Guardian.

Новая вспышка коронавируса может произойти даже после продолжительного падения количества заболевших. Ученые ссылаются на пандемию гриппа, начавшуюся в 1918 году. Тогда «испанка» убила десятки миллионов людей. После того как первая волна эпидемии была взята под контроль, пришла вторая, более смертоносная. За октябрь 1918 года только в США умерли 195 тысяч человек. Для сравнения, за все время пандемии коронавируса количество жертв в Соединенных Штатах составило 115 тысяч человек.


Photo by Depositphotos.com

Как поведет себя COVID-19 в будущем? Шридхар выделила четыре основных сценария.

Первый основан на гипотезе медиков из Италии. Они считают, что, распространяясь и мутируя, SARS-CoV-2 может терять свою активность и становиться менее заразным. Об этом Open Reporter писал в начале месяца.


Photo by Depositphotos.com

Но, как отмечает Шридхар, коронавирусы относятся к удивительно стабильному типу патогенов. Нет никаких доказательств того, что они мутируют даже в течение нескольких лет, не говоря уже о неделях. Профессор предполагает, что рост выживаемости в Италии, который внушил оптимизм авторам гипотезы, связан с тем, что врачи на практике выяснили, как эффективнее лечить пациентов.

Другой сценарий построен на наблюдении, что людей, восприимчивых к коронавирусу, меньше, чем предполагалось. Это может объясняться и тем, что значительная часть населения уже подверглась этой инфекции, и тем, что у многих развился перекрестный иммунитет после воздействия других подобных вирусов. 

Шридхар считает, что это мнение также с большой долей вероятности ошибочно. В качестве аргумента она приводит данные исследования, о котором писало издание Metro. Серологические тесты крови показали, что только 17% лондонцев и 5% населения Великобритании были подвержены воздействию коронавируса в конце мая. Это означает, что у большей части населения еще не было шансов выработать иммунитет к COVID-19. Серологические исследования во Франции, Испании и Швеции показали аналогичные результаты.


Photo by Depositphotos.com

Кроме этого, исследование, материалы которого приводит Cell, доказывает, что у людей, никогда не подвергавшихся воздействию коронавируса, тем не менее есть Т-лимфоциты, реагирующие на него. Именно эти клетки — ключевые компоненты иммунного ответа организма на инфекцию. Авторы исследования (Open Reporter писал о нем неделю назад) предположили, что подвергавшийся воздействию простуды организм способен обнаруживать белки в SARS-CoV-2. Эта гипотеза очень многообещающая, однако, пишет Шридхар, до сих пор нет подтверждения того, что антитела или реактивность Т-лимфоцитов могут привести к развитию иммунитета к COVID-19. 

Третий сценарий, по которому намеренно пошла Швеция, заключается в том, чтобы позволить патогену распространиться среди населения, как, например, обычному гриппу. Адепты этого подхода считают, что до тех пор, пока не появится вакцина или не разовьется коллективный иммунитет, вирус все равно не остановить.


Photo by Depositphotos.com

Шридхар подчеркивает: цена формирования коллективного иммунитета — смерти множества людей, организм которых не справился с COVID-19. Пока нет понимания того, как долго сохраняется иммунитет, нельзя гарантировать, что люди не заразятся через пару месяцев или лет, во время второй волны инфекции. В той же Швеции смертность от коронавируса сейчас составляет 9,9% от общего числа зараженных.

Автор статьи предлагает свой метод, как избежать повторной вспышки коронавируса. Она считает, что правительства должны агрессивно сдерживать распространение инфекции путем тестирования, отслеживания и изоляции носителей, а также через массовые информационные кампании, поощряющие такие гигиенические стандарты, как мытье рук, дезинфекция и соблюдение социальной дистанции. Необходимо снизить количество случаев заражения, чтобы ограничиться отдельными, контролируемыми вспышками, которые можно ликвидировать.

Шридхар предлагает воспринимать очаги COVID-19 как постоянно возникающие небольшие пожары, которые нужно потушить, прежде чем они перерастут в стихийное бедствие. Она напоминает, что Южная Корея и Германия эффективно используют этот метод. 

Главная опасность, по мнению автора статьи, состоит в том, что, если все внимание сосредоточить на возможных смертельных случаях от второй волны, можно пропустить реальную проблему — долгосрочный ущерб, который коронавирус может нанести легким, сердцу, почкам, мозгу и даже кровеносным сосудам тех, кто выздоравливает. О том, что COVID-19 — это новый вирус, совершенно отличный от гриппа, часто забывают. Как и о том, что он может иметь последствия для здоровья, которые проявятся только спустя месяцы или годы.

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.