14 марта, 2017 - 11:36

Образ Святого Христофора в литературе и иконописи

Это вполне естественно — обосабливаться от инородных духовных культур, бессознательно принадлежать той, в которой вырос сам. Однако очевидно признать, что сама по себе психическая потребность в религии является еще первобытной, общей для всех народов мира, имеет множество разнообразных подобий и глубокое стремление к идеалу. Одна Библия, рассмотренная объективно, в моих глазах является уже каким-то архетипическим, глубоким литературным шедевром, положившим начало традиции книгописания. Но об этом стоит разговаривать отдельно, поскольку истинное, первоначальное содержание ее по-прежнему не установлено, и мы делаем выводы лишь из тех вариантов перевода, что доступны нам сейчас (и не все возможно прочесть). Но и это не мешает посмотреть на имеющееся достояние человечества с творческой стороны, дабы убедиться в психоделических свойствах не одного христианского писания, но и всех авраамических религий как минимум.

 

Это касается не только Библии, но и различных легенд, житий, которые, вполне допустимо, что основывались на реальных событиях. Возможно, используемый метафорический язык, язык ассоциаций, который во времена древности понимался легче, с годами стал восприниматься буквально, а не бессознательно. Это и вызывает сильные преображения и ощущение некоторой кислотности религиозных писаний. В иконографии существуют сотни канонов, изучение которых повергло бы вас в шок. Демократии там гораздо больше, чем в оголтелом современном искусстве перформанса.

Святой Христофор и легенда о нем — идеальный тому пример. То, как он изображен в литературной обработке, критиковалось не один раз, так как подобная карикатурность образа святого может быть воспринята просто как издевка. В православной традиции Святой Христофор Псеглавец — святой с собачьей головой. По восточному преданию, он жил в III веке и первоначально имел красивый облик, но попросил Бога дать ему безобразное лицо, чтобы избежать внимания женщин. Также существует версия, что он всю жизнь был киноцефалом, ужасным во всех отношениях. Еще не будучи крещенным, святой Христофор проповедовал христианство. До причисления к лику святых носил имя Репрев — негодный. Император Деций послал за ним 200 своих воинов, которых по пути святой Христофор поражал своими чудотворными поступками. К примеру, однажды сухая трость в его руке расцвела, а чтобы избавить воинов от голода, Репрев помолился, и количество хлебов умножилось на глазах. Воины вернулись к императору уже верующими людьми. Император отправил к святому Христофору двух блудниц с целью совратить его, однако и те вернулись, объявив себя христианками. Император был охвачен гневом и приказал сжечь воинов, блудниц и святого Христофора вместе с ними. Однако подверженный сожжению и многочисленным пыткам, он не просто не отрекся от своей веры, но также остался полностью невредим. В 250 году блаженному Христофору отсекли голову. За свою жизнь он успел обратить в христианство около 50 тысяч человек.

Версий его жития достаточно много. К примеру, у католиков его место рождения считается в Ханаане, у православных — в Ливии.

Его образ повторялся как в западной, так и в восточной традициях, описывался в разных легендах по-разному, а в католичестве едва ли не был деканонизирован. Его житие как великомученика было воспринято весьма критически не только потому, что существует мало свидетельств его существования, но и потому, что описания его деяний рискуют быть сильно гиперболизированными. Примечательно, что в западной традиции святой Христофор вовсе не выглядит, как чудовище. Католики, в отличие от православных, были менее изобретательны, и их иконографический канон изображает святого как великана, переправляющего младенца Христа через реку. Возможно, их агиографы относились к делу серьезнее и строго модерировали излишнюю фентезийность, которая вполне возможна при языковом переводе одной традиции в другую. Версий такого недоразумения великое множество.

На словах, в литературном историографическом описании, это еще не выглядит настолько хтонически жутко, как на православных иконах. К сожалению, собачья голова больше напоминает об искаженных образах параноидальных ночных кошмаров, либо, в худшем случае, о трагедии Чернобыля. В XVIII веке изображать Христофора в образе киноцефала стало запрещено, и по сей день он остается антропоморфным. «О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона».

Всем известно, что средневековые люди никогда не встречали многих животных, но отчаянно пытались их изобразить, таких как лягушка, страус, слон с трубой вместо хобота, волосатый крокодил. Но, полагаю, собаку едва ли можно посчитать экзотическим животным, и не совсем понятно, как тогдашним иконописцам удавалось изобразить святого Христофора то с лошадиной мордой (чем занимаются старообрядцы даже после запрета на киноцефалию), то с головой рептилии.

В любой религиозной традиции с первоначально присущей ей искренностью, психической молодостью и свободой есть свои фантастические примеры, вызывающие восторг. Начинает казаться, что все уже было придумано, вся литература написана. Священные книги каждой народности лишь подарили ей определенный алгоритм развития и создания подобий, творящих культуру.

 

Мелина Меркури

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.