8 декабря, 2016 - 18:41

Правила выживания в очереди на выставку

Каждый раз приятно вспоминать тот дворцовый переворот, что произошел 21 января того года на Крымском Валу. Музейные власти, Министерство культуры, а также остальная общественность испытали катарсис от такого народного рвения попасть на выставку В. Серова. После инцидента, где неуправляемые от энтузиазма посетители выломали дверь в Третьяковку, было принято решение еще больше поощрить людскую тягу к искусству и попытаться сделать визит в музей более доступным. В первую очередь приостановили продажу электронных билетов, так как именно эти покупатели посчитали себя достаточно привилегированными, чтобы рваться без очереди. Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина стали медленно вводить новые обычаи в посещение выставок. Так появилась система двухчасовых сеансов, помимо доступных заранее онлайн-билетов, обещающих людям большие преимущества, чем полевая кухня МЧС. Уже наступили многообещающие холода, и, как назло, все величайшие культурные события приходятся на эти тяжелые для россиян времена. В связи с недавно прошедшей выставкой Айвазовского (которая уже отправлена в Петербург), текущей выставкой Рафаэля и только что открывшимися шедеврами Ватикана, будет не лишним пересмотреть и подвести итоги введения новой системы, чтобы не отморозить себя напрасно.

Для начала — в чем же была такая острая необходимость ограничивать время посещения выставки и призывать посетителей к лишнему порядку? На самом деле, в связи со сверхпопулярностью последних выставок, люди давно недовольны тем, что порой к картине не просто не подойти — на нее даже невозможно взглянуть. По каким-то критериям администрация музея может определить, какая выставка обещает быть сверхпопулярной, а какая пройдет в обычном режиме. Однако к тому, что произошло на выставке В. Серова, никто не был готов. Не могу сказать, что в первые дни обстановка на улице была особенно беспощадной — размеры очереди были вполне привычны. Однако в течение следующих 2-х месяцев ситуация действительно стала бесконтрольно развиваться. Поскольку еще несколько лет назад такого бешеного ажиотажа никто не помнит, думаю, все дело в активной пропаганде СМИ. Не стоит за основную причину брать визит Путина — на тот момент анонсы показывали по телевизору, форсировали в газетах и т. д. Кажется, активная рекламная кампания сделала свое дело, и очередь стала принимать аномальные размеры. И, что парадоксально, ее размер был прямо пропорционален частоте ее появления в новостях, и она все больше напоминала культурное паломничество. Таким образом, количество желающих сходить на выставку стало расти в геометрической прогрессии, превращаясь в огромного кровожадного монстра. Кажется, тенденция медленно идет к тому, чтобы очереди на выставки догнали очередь к Поясу Богородицы по количеству затраченных часов. Выходной поход в музей стал моднее любого светского мероприятия, а людей уже не столь интересовали полотна, сколь эта возможность побывать в хронотропе «очереди на Серова», ставшей героем интернет-мемов и чуть ли не отдельной страной. Ну что ж, за столь активную пропаганду и поднятие общего культурного уровня необходимо платить и развивать народные удобства, что осознал глава Минкульта, пока стоял с народом в очереди и ел вместе со всеми кашу.

Новая система планировала значительно повысить процент справедливости и заставить каждого посетителя бережнее относиться к своему времени всего и ко времени окружающих. Еще в декабре 2015 года в Пушкинском музее была введена система электронных билетов, позволяющих избежать очереди, поскольку для таких посетителей существует отдельный вход. Далее музей взялся за разработку сеансов. К примеру, еще летом Пушкинский музей объявил, что на Рафаэля будет отведено лишь 45 минут, чтобы по истечении времени вы немедля покинули здание. Это общемировая практика, где такие ограничения вполне оправдывают себя. В защиту таких мер стоит сказать, что в данном случае сохранность полотен важнее всего и это просто необходимость для соблюдения определенных температурных и комнатных нормативов. Как-никак, речь идет о художнике Возрождения. Появление онлайн-билетов должно избавить нас от агрессии самых нетерпеливых — теперь у людей есть возможность не мерзнуть в очередях. Вполне логично, что с подобным рвением посетитель будет только рад возможности спланировать поход заранее. Система сеансов дает право посещения музея в конкретное время конкретного дня и имеет большой проверенный стаж среди западных музеев. В общем, были приняты все необходимые меры по избежанию катастроф, чтобы последующие выставки Айвазовского и Рафаэля были культурно организованы с самого начала, а не напоминали массовую истерию на распродаже. Но так ли все благополучно, как планировалось?

Мы очень любим заимствовать, но не учитываем свою российскую самобытность. Начнем с того, что привилегии действительно получают лишь самые предусмотрительные, осведомленные или богемные люди. Почему? Да потому, что количество онлайн-билетов строго ограничено, и если медленно реагировать, то поход в музей придется планировать еще больше заранее, чем в Большой Театр. Не успела стартовать выставка Ватикана, как свободные сеансы остались лишь на январь, и все доступные даты онлайн-календаря распродаются на глазах. Плюс еще один крайне неприятный нюанс — бесплатный (льготный) онлайн-билет можно приобрести только вместе с платным билетом. Получается, что вы можете себе позволить пройти без очереди, так как являетесь работником искусства, но на вас обязательно должен быть платный товарищ, как балласт, дающий право пройти на выставку без проблем. Разумеется, партии электронных билетов регулярно приостанавливаются, но почему-то тогда, когда уже раскуплены первые 2 месяца (что обычно происходит за несколько дней). Те, кто посещал музеи Берлина и Амстердама, довольны местной системой — онлайн-билеты доступны всегда и перед посетителем хотя бы ставится ультиматум: либо ты стоишь в очереди, либо приходишь через месяц-два. Удивительное дело, но будучи даже в Музее Ватикана, мне удалось приобрести билет в музейный ансамбль за двое суток до сеанса. Разумеется, такая доступность не прошла для меня даром, и в свете 30-градусного солнца и неконтролируемого потока людей поход в музей больше напоминал опасный для жизни аттракцион.

Удобное посещение выставок стало соревновательным, сейчас даже недостаточно рано проснуться, чтобы попасть в музей. Как ни странно, раньше двухчасовое стояние на морозе не было необходимой частью программы, сейчас же этого сложно избежать. Выставка Ватикана образовала очередь на полтора часа, но, что удивительно, уже к 15 часам дня вход был практически свободен, и мерзнуть было отнюдь не обязательно. Но кто же знал? Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывается в 10 утра, немало людей приходят еще до открытия. В период школьных осенних каникул очередь выстраивалась еще с девяти, но и это не спасало — огромный поток из детей и взрослых начинался практически с соседней улицы. Очередь отталкивает в том числе и людей, непосредственно связанных с искусством, несмотря на то, что они входят в бесплатные льготные категории. Более того, очередь отталкивает даже людей с электронными билетами, поскольку с определенного момента начинают запускать все меньшие партии людей, и у тех, кто уже имеет билет, образовывается собственная очередь. Выходит, что люди один или два месяца ждали такой же возможности постоять в очереди, как и простые смертные. Первоначально было обещано, что запускать будут по 200 человек на сеанс, сейчас же очевидцы говорят, что количество людей сократили до 60 каждые 45 минут. Многие студенты творческих вузов и работники в области искусства согласованно высказали мнение, что были бы не против возможности посещать музеи также и в ночные часы. Многие работают допоздна, и оставшегося времени хватает лишь на то, чтобы доехать до музея, отстоять очередь, а затем развернуться и поехать домой. Та же ситуация и у студентов, у которых рабочий день порой и дольше. Это вызывает массовое скопление народа по выходным, ибо не оставляет людям выбора. Поскольку не всегда имеется возможность продлить выставку на недели вперед, было бы возможно продлить ее в течение дня. В любом случае тенденции бывают непредсказуемы — к примеру, на собрании работ Кранахов такого ажиотажа не было, хотя для многих они являют гораздо больший интерес, чем, к примеру, Айвазовский. Рекордными за всю историю музея считались Прерафаэлиты (2013 год) и Сальвадор Дали (2011 год), но и это отошло на дальний план, так как не несло в себе таких проблем.

Так что же с этим можно сделать, как организовать свой поход в музей правильно? Если вы входите в бесплатную льготную категорию, то все очень просто — в Пушкинский музей вас обязаны пропустить через выход, то есть избежав очереди (однако не все об этом знают). Но что делать, если вы приобретаете билет за деньги? Основное правило очевидно — если для вас выставка так важна, что вы готовы мерзнуть и жертвовать здоровьем, то, пожалуй, и отслеживать тенденции заранее для вас обузой не будет. Зная столичную особенность алчно скупать билеты, как только они появляются, планируйте ваш поход на месяц вперед. Также, как было упомянуто выше, музеи имеют собственную почасовую загруженность, которую было бы неплохо отследить. Как показывают наблюдения, в будние дни Третьяковская галерея выстраивает полуторачасовые очереди, однако во второй половине дня народу и след простыл. Но это лишь в ближайшее время — шедевры музеев Ватикана только открылись, и людям нужно время, чтобы в это поверить. Учитывайте общечеловеческую особенность откладывать все на последний момент — чем ближе конец экспозиции, тем ужаснее массовая истерия. Проверено Серовым: как только выставку продлили на неделю, очереди стали постепенно рассасываться. Будьте хитрее — вы все еще можете попасть на шедевры Ватикана без проблем, а вот электронные билеты на Рафаэля давно приостановлены. На него, напротив, лучше приходить как можно раньше, к концу дня людей начинают запускать все реже и в меньших количествах, дабы успеть закрыть музей вовремя. Есть шанс, что музей вскоре добавит партию на последние 3 дня, так что будьте очень внимательны.

Поход на Рафаэля буквально стал лотом на аукционе, где его можно приобрести за 100к+. Появился чуть ли не черный рынок, где спекулянты продают билеты в 10 раз дороже, а измученные паломники готовы заплатить любые деньги за достижение цели. Теперь дорога до музея стала для всех небезопасной игрой, где проблему не всегда можно решить деньгами, а ведущую роль играют выносливость и мужество.

Источник

Мелина Меркури

 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.